Учебная мотивация школьника

24.03.2014

В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине :

возрастных особенностей учащихся;

смены ведущего типа деятельности;

формирования чувства взрослости;

изменения восприятия взрослого и др.

 

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

 

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

 

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

 

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

 

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

 

Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.

 

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

 

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

 

Причины спада школьной мотивации:

  • У подростков наблюдается “гормональный взрыв” и нечетко сформировано чувство будущего;

  • Отношение ученика к учителю;

  • У учащихся 7-8-го класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;

  • Личная значимость предмета;

  • Непонимание цели учения;

  • Страх перед школой.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

 

Если Вы заинтересованы в успешности Вашего ребенка, Вы можете проконсультироваться по вопросам учебной мотивации, провести диагностику, а так же получить рекомендации и возможность взаимодействия с целью коррекции, обратившись в центр «Универсум» по адресу ул. Дзержинского, дом 26, офис 3-17, обязательна предварительная запись по телефонам: 296-47-79, 8-913-509-90-82, 8-983-141-44-43.

Please reload

Поиск
Тэги
Please reload

Популярные статьи

О кинезиологии «Three In One Concepts»

1/10
Please reload

Please reload

Последние статьи